Очевидно, что на самом деле Марко Поло описал носорогов. Вера в единорога оставалась непоколебимой и в эпоху Возрождения. Объявилось множество очевидцев, описания единорогов были включены в трактаты по зоологии. Но некоторые писатели уже тогда выражали сомнение по поводу волшебной силы его рога. Скептицизм по этому поводу возрастал в XVII - XVIII веках. Хотя некоторые люди еще в XIX веке считали существование единорога реальностью. Но ученые уже успешно боролись с невеждами. Самый убедительный аргумент против существования единорога высказал французский натуралист Жорж Кювье в 1827 году, доказавший, что ни одно парнокопытное не может иметь один рог, поскольку такое животное имеет разделенные лобные кости и рог не может естественным образом вырасти на месте разделения. Кювье был прав: носорог действительно не является исключением среди парнокопытных и его рог не прикреплен к костям черепа. В легендах о единороге много символики. И даже если он давно уже не воспринимается как реальное существо, ему продолжают приписывать аллегорическое значение, что, видимо, удовлетворяет давнюю потребность человека прикоснуться к загадочному и мистическому. Главное, что надо заметить, это то, что на Западе единорог рождает одновременно положительные и негативные ассоциации. Он символизирует храбрость, благородство, мудрость, но вместе с тем гордыню, ярость и разрушительную силу. Он символ Христа и Дьявола, непобедимой силы Христа и губительной силы Дьявола. Китайская мифология приписывает ки-лину только положительные качества. Он символизирует мудрость, справедливость и честность. Он появляется только во времена справедливого правителя, а его появление знаменует рождение или смерть мудреца. Единорог - символ чистоты и непорочности ввиду магической целительной силы, приписываемой его рогу, и ассоциацией с Христом и Девой Марией. В легенде о девственнице он безошибочно распознает ее целомудрие и, если девушка порочна, пронзает ее рогом. Однако единорог также символ вожделения. И это нетрудно объяснить. Как сильное и могучее животное он ассоциируется с силой самца, его рог - фаллический символ. В "Физиологусе" ничего не говорится о сексуальных действиях девушки, но все же легенда рождает и такую интерпретацию: только существо женского пола может покорить единорога, он кладет голову ей на колени, и она ласкает его. Его покорность похожа на покорность любовника. Арабская версия "Физиологуса" отличается от стандартной, она содержит довольно эротическую историю: девушка в ней тоже непорочна, но лишена скромности, которую можно было бы ожидать от девственницы. Единорог подходит к ней, и она предлагает ему свои груди, которые он начинает сосать. Потом она берет его рукой за рог. Умерщвление единорога, по христианской легенде, также имеет аллегорическое значение. Охотники - враги Христа, гибель единорога символизирует его мучения и смерть. Единорогу долгое время приписывали такое качество, как царственность. Элиан упоминает, что молодых единорогов приводили к королю и выставляли на публичное обозрение; в "Физиологусе" плененное животное тоже отводят во дворец к королю. Европейские путешественники рассказывали о единорогах, которые принадлежали правителям Востока. В свете этого понятно, почему изображение единорога часто использовалось в геральдике. Наиболее известен герб британской королевской армии, на котором единорог и лев изображены как союзники. Единорогу приписывали и символ воздержания, монашеской жизни из-за его стремления к уединению. Наконец, он символизирует силу и здоровье. Что же касается самой знаменитой легенды о единороге, о которой мы часто упоминали, то тут надо заметить следующее: многие люди верили, что в основе этого мифа лежит достоверная история. К примеру, единорога привлекает особый сладострастный запах, исходящий от девственницы. Девушка могла очаровать его и другим способом - взглядом или прикосновением к рогу. Существует еще одна легенда о единороге, согласно которой он обладает способностью очищать воду своим рогом. Такое его свойство описано в греческой версии "Физиологуса": вода в озере была отравлена змеей и стала ядовитой. Единорог начертал рогом на воде крест, и после этого животные смогли ее пить. Здесь также налицо сопоставление единорога с Христом, который очищает от греха (яда), вызванного Дьяволом (змеей). Единорогу приписывали и способность распознавать рогом яд. Рог покрывался капельками пота при приближении к отраве или ядовитая жидкость закипала, когда в нее опускали рог. Вот почему такой популярностью пользовались кубки и чаши из рога или измельченный рог. Считалось, что рог обладал чудодейственной силой. Он будто бы излечивал от эпилепсии, лихорадки, других болезней, продлевал молодость и укреплял потенцию. Неудивительно, что стоил он дорого. Во времена Ренессанса торговля рогом велась в широких масштабах. Даже небольшой его кусочек оценивался в целое состояние, рог целиком был поистине бесценным. К 1600 году в Европе насчитывалось, по крайней мере, 12 рогов. Врагом единорога издавна считался слон. Они всегда вступали в борьбу, и обычно кончалось тем, что единорог пропарывал слону брюхо. Со львом у единорога тоже были трудные отношения. Но лев мог заманить единорога в ловушку: спасаясь от погони, он устремлялся к дереву и в самый последний момент отскакивал в сторону, единорог же вонзался рогом в дерево, и лев мог легко расправиться с ним. Льва называют царем зверей, но претендовать на это звание вполне может также и единорог. Говорили, что единорог обитал в Эдеме и был на Ноевом ковчеге. Но некоторые утверждали, что единорог со своей самкой отказался ступить на ковчег, а по другой легенде самец и самка единороги были настолько неуправляемыми, что Ной сам прогнал их. В некоторых источниках сообщалось, что единорог утонул во время потопа, другие же, наоборот, считали, что он спасся вплавь. Единорог оставил заметный след в литературе и в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. Упоминания о нем встречаются в книгах, его изображают на иллюстрациях, картинах, гобеленах, на предметах культа, шкатулках, медальонах. Пика культ единорога достиг в XV веке. Со второй половины XVI века интерес к нему затухает, но в XX веке он возрождается снова. Тема единорога, в особенности сюжет о единороге и девственнице, активно развивалась в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы - две серии гобеленов конца XV века "Девушка и единорог" и "Охота на единорога". Первая, хранящаяся в музее Клюни в Париже, состоит из шести гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека. На нежно-красном фоне на гобеленах изображены цветы, деревья, птицы, обезьяны, другие животные, лев и единорог, единорог и девушка. Другая серия, "Охота на единорога" (музей Клойстерс в Нью-Йорке),включает семь гобеленов. На них изображены охота, убийство, воскрешение единорога и его пленение. Тема единорога находит воплощение и в литературе. Иногда единорог является центральной фигурой повествования, например, в современной фантастике и детской литературе. Единороги в мифах связаны с волшебством и магией, поэтому они часто обитают в сказочных местах и королевствах. Иногда единорога представляют вовсе не волшебным животным. Так, у Рабле Пантагрюэль видит 32 единорога в Атласной стране, где все птицы и звери изображены на гобелене. В книге Л. Кэрролла "В Зазеркалье" единорог и лев борются за корону. Шекспир упоминает о единорогах в романтической драме "Буря". Уильям Батлер Йетс в книге "Единорог со звезд" (1908) связывает с единорогом разрушительную силу, которая приносит обновление и перерождение. Поэма Райнера Марии Рильке "Сонеты к Орфею" (1923) написана под впечатлением от гобелена "Девушка и единорог". Хотя Рильке и не верит в существование единорога, его отображение в искусстве как бы дарует ему духовную жизнь, которая подчас кажется реальнее физической. В пьесе Т. Уильямса "Стеклянный зверинец" (1945) единорог символизирует одиночество и уязвимость главной героини. В книге К. С. Льюиса "Последняя битва"(1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашен в рай. В произведении Т. X. Уайта "Король раз и навсегда" четыре мальчика заставляют кухарку выступить в роли приманки для единорога. И хотя вначале они намеревались оставить единорога в живых, потом жестоко расправляются с ним. О единороге говорят и пишут и сегодня. Продаются фигурки единорога, различные сувениры с его изображениями. Он частый персонаж художественных произведений и живописных полотен. С ним связано множество символов и аллегорий, и поэтому можно с уверенностью утверждать, что ему предстоит еще долгая жизнь в искусстве и сознании людей

В геральдике (http://www.excurs.ru/bestiary/Bestiary.htm)

Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному, но в нашем понимании единорог такой, каким он предстаёт на гербе Великобритании, где он появился благодаря королю Джеймсу I (1566-1625), а ранее он был эмблемой английской "королевы-девственницы" Елизаветы I (1558-1603). Здесь он изображён с телом и головой лошади, с ногами и копытами оленя, с козлиной бородой, львиным хвостом и витым рогом во лбу. Самые ранние изображения единорога в виде однорогого быка встречаются в памятниках культуры третьего тысячелетия до нашей эры, в частности на печатях из древних городов долины Инда - Мохенджо-Даро и Хараппы. Единорог фигурирует в священных индийских текстах "Махабхарата" и "Атхарваведы". Влиянием этой позднейшей индийской традиции исследователи объясняют появление Единорога в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая и Римская традиции рассматривали Единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией или Африкой. Ещё в конце XIX века находились учёные, верившие в реальность единорога (в качестве примера приведён рисунок из чешского гербовника - герб рода Смичковых).

В религиях и надоностях

Единорог (http://apress.ru/pages/greif/sim/e/edinirog.htm)

Цилинь(см.). Животное инь-ян. Иногда приравнивается к единорогу. Соединение самца и самки, совершенство, чистота натуры, сущность пяти элементов.

Однорогое животное с телом лошади или оленя. Символизирует женский, лунный принцип, непорочность и чистоту.

Единорог. Странно двусмысленный символ женского целомудрия в религиозном и светском аспектах обсуждается в статье ДЕВА МАРИЯ (5). Циклы сцен девственницы с единорогом интерпретировались в качестве аллегории ПЯТИЧУВСГВ. Единорог является атрибутом ИУСТИНЫ ПАДУАНСКОЙ, она заимствовала его у своей легендарной тезки ИУСТИНЫ АНТИОХИЙСКОЙ. Единорог, расположившийся на коленях у девственницы, был эмблемой {impresa) семьи Фарнезе, члены которой занимали высокие церковные посты и были покровителями искусства в Италии, особенно в XVI-XVJT веках (вилла Фарнезе, Рим). Пальмовое дерево, иногда с единорогом, было эмблемой {impresa) дома Эсте - покровителей искусств в ренессансной Италии. См. также ДИКАРЬ.

Символизирует целомудрие, а также служит эмблемой меча или слова Божия (20, 4). Традиция обычно представляет его в виде белого коня с одним рогом, выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница (59). Это наводит на мысль, что он символизирует сексуальную сублимацию. Некоторые авторы отождествляют с единорогом животное, известное в Китае как Н1и-лин, другие же оспаривают правомерность такого отождествления, поскольку у названного животного два рога. Он является атрибутом военачальников высокого ранга, эмблемой чести и знатности рода. Его шкура имеет пять цветов - красный, желтый, синий, белый и черный; его крик подобен звуку колоколов. По легенде, он живет тысячу лет и является благороднейшим из животных (5). Юнг в своей работе о взаимоотношениях между психологией и алхимией подверг исследованию многочисленные аспекты мифического единорога и пришел к выводу, что, при широком подходе, он лишен какого-либо одного определенного символического характера, но, скорее, этот характер имеет много различных вариантов, которыми охватываются как реальные, так и мифические однорогие животные, такие как рыба-меч или некоторые виды драконов. Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой - он представляет мужественную, чистую проникающую силу spiritus mercurialis ("духа ртути (Меркурия)"). Он цитирует следующее высназывание Гонория Отенского в его "Зерцале Таинств Церкви": "Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же - его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, - то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его". В античности, однако, единорог иногда приобретает некоторые зловещие черты. Греческий "Физиолог" сообщает, что это - "быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей". По наблюдению Юнга, Церковь не признает эту теневую сторону единорога. В свою очередь, алхимики воспользовались его амбивалентными импликациями для символизации Monstrum Hermaphroditum ("Двуполого Чудовища" ). Универсальность данного символического существа, не встречающегося в природе, поистине удивительна: например, оно присутствует в Ведах. Что касается его иконографии, особо интересны гобелены XV в. в музее Клюни в Париже, содержащие иллюстрации к "Даме с единорогом" (32).

лат. unicornus) - весьма значительное в античной и средневековой символике сказочное животное, представляемое как белый, парнокопытный, конеподобный олень со спиралевидно скрученным рогом на лбу. Происхождение единорога могут объяснить в какой-то мере труды древнегреческого историка Ктесия (ок. 400 до н. э.), в которых речь шла о диком животном, единственный рог которого целителен, что, по всей вероятности, представляет собой недоразумение и восходит к описанию индийского носорога. В настоящее время специалисты, занимающиеся крупным скотом, считают, что возможны быки-единороги, у которых с телячьего возраста неокрепшие роговые отростки в силу тех или иных причин переплелись и выросли в своеобразный один рог, слегка деформировав соответствующие части головы. Носорожий рог ценится как средство, повышающее потенцию, и вообще имеет открыто фаллическое значение.


Дальше

Hosted by uCoz