| |||
Иэн Хольм (Бильбо Беггинс): душка-старичок, скромное обаяние отца Вито Корнелиуса из "Пятого Элемента". А на самом деле является одним из лучших окологолливудских актеров старшего поколения. Не особенно приметный, не слишком звездный, он, тем не менее, после каждого фильма со своим участием оставляет четкий, сформированный образ. Не знаю, трясло бы нас так же, не будь на месте первой жертвы Чужого именно он (Ash), с таким беззащитно-спокойным, удивленным лицом. Играл в немалом количестве исторических фильмов и тут же - в мировой классике (всякие Гамлеты, Генрихи пятые, королевы шотландские и просто в "Naked Lunch"). В 1997 был назван лучшим актером Канады, а в Англии получил премию Оливье за игру в "Короле Лире". В1998 году её Величество королева Елизавета II посвятила Хольма в рыцари и дала дворянское звание за вклад в развитие драмы. С 1999 по 2001 Хольм получает две "Эмми" за игру на театральной сцене. По общему признанию критиков, сэр Ян Хольм во "Властелине Колец" является одним из наиболее удачно подобранных на свою роль.
Шон Эстин/Остин (Сэм): один из трех главных персонажей книги, в фильме, судя по всему, станет еще более важной фигурой (планируется более четкий и подробный рассказ о странствии Фродо, Сэма и Горлума в преддверии Мордора, серия №3). Актер не слишком примелькавшийся, но в то же время уже довольно опытный (больше десятка ролей). Четкое попадание в образ. Забавно: многие считают, что лучше бы Фродо играл именно он. Вигго Мортенсен (Арагорн, наследник Исилдура): малоизвестный актер, исполнитель большого количества неглавных ролей в неглавных кинокартинах. Долго не мог вспомнить, где же я видел это лицо. Когда вспомнил, пробрала дрожь. Мортенсен играл в одном из интереснейших, на мой взгляд, фильме девяностых - первом Пророчестве (прямом истоке "Догмы" по идеологии и мироощущению, но снятом в совершенно ином стилистическом ключе). Играл… Люфицера. "Пророчество" само по себе фильм культовый (первая часть), и роль Врага, квинтэссенция определенных режиссерских образов и идей, была сыграна Мортенсеном потрясающе. Лив Тайлер (Арвен Ундомиэль): что тут сказать, я тоже не любитель сериалов. Татьяна в вызывающем дрожь "Онегине" тоже стоит сравнительно недорого (несмотря на "в целом положительное отношение американской критики"). Вспоминается краткий образ в "Армагеддоне", интересный, правда, не своим внутренним содержанием, а связью с личностью главного героя, который умирает и спасает мир, думая прежде всего о ней. Типа того, впервые умирающий Брюс не может не привлечь внимания к причине своей смерти (не к астероиду). Тайлер - бесспорно, наиболее ожидаемый провал фильма. Сотни тысяч злорадно потертых рук. Лучшим ее явлением до сих пор был дебют - в клипе "Aerosmith - Crazy", где на пару с блондинистой Сильверстоун девушки вызвали гормональную бурю среди парней всего мира. Отчетливо помню, как гормонизировал сам. Хм. Зачем я это написал?.. Кейт Бланшетт (Галадриэль): одна из ролей изначально труднопредставимых. Арвен, прекраснейшая из женщин, перед Галадриэлью была юным восходом вдалеке от света закатного, впитавшего мудрость тысячелетий и ставшего символом эпох. Быть настолько красивой, как Галадриэль, воочию видевшей Свет Валинора, просто нельзя. Величие и несравненность можно только сыграть. Толкин, отдававший дань нежности и уважения пылкой Йовин и прекрасной Ундомиэль, героиню Бланшетт просто превозносил, посредством ее выражая мысли и образы огромной ценности. Если сыграть дочь Элронда и возлюбленную Арагорна - значит, сыграть в основном эльфийскую деву-красавицу с ярко выраженной love line (во второй и третьей серии это будет подчеркнуто), то смысл и роль Владычицы Златолесья и у Толкина, и в фильме гораздо сложнее. Перед Кейт стояла задача посложнее, чем перед ее непотопляемой тезкой. Бланшетт вообще, пожалуй, является наиболее титулованной из всего актерского ряда "Властелина Колец". Сыграв в 93 году Фелицию Байер, она получила награду от Сиднейского общества театральных критиков за лучший дебют года. Менее чем через полгода ее уже назвали лучшей театральной актрисой года. За роль в комедии "Слава богу, он встретил Лиззи" Бланшетт вручили премию Австралийского института кино (best actress). За роль в "Елизавете" выдвигалась на "Оскар", едва не получила (ну, вы знаете, как это бывает…). Зато получила множество других кинематографических наград, среди которых "Золотой глобус" (что по сути важнее). Эта роль принесла Бланшетт мировую известность. Лично мне еще очень запомнилась Бланшетт в "Талантливом mr. Рипли", где именно ее выразительная ненормальность оттеняла происходящее, придавая всему фильму более глубокий смысл. По опросам каких-то журналов 1999 году вошла в "50 самых красивых людей планеты"… Толкин был прав? В последнией период снялась еще в "Бандитах" с Уиллисом, рискнувшим весь фильм только и делать, что ходить говорить, а так же с Биллибобторнотоном, замечательно играющим полусумасшедшего. Ей Богу, если вам понравилась Галадриэль, посмотрите "Рипли" и "Бандитов". Иллюстрация высказывания: "хороший артист - разный артист". Кристофер Ли (Саруман Белый): показательно-главным фактом его биографии может считаться то, что, готовясь к рецензии, я замучился форматировать список его ролей. Если брать телевизионные, не хватает четырех листов в две колонки. Это просто какой-то кошмар. Первый фильм с участием Ли был снят в 48 году. Вспомните, где вы были в этот момент. Кого он только не играл! Тотальное преобладание над всеми остальными Дракулами мира, частое и адекватное выражение разновеликих азиатских персоналий, вместе с тем роль Распутина в одноименном фильме. Золотой дракон (это-то как?) и коммендант Раков в "Полицейской Академии-7". Меня передергивает. Но я восхищаюсь. Он общался с Толкиным. Он знает русский язык. "Моя матучка любить рашн классик форевер. Вис из май зубы. Неет, они не есть большой и острый, это вам кажеться! О, нет, это не есть кровушка, это КРОВЫШЩА!.. А еще я играть Распутин. Знаете, такой undead?.." Гендальф, где ты? Нам страа-ашно! Шон Бин (Боромир): актер вполне известный, сыгравший энное количество примерно однотипных ролей: всяких террористов, спецагентов, а еще Алексея Вронского (такой непорядочный русский дворянин). Основная черта Бина - запоминающаяся характерность в изображении людей нестабильных, "чужих", способных в любой момент зайти за грань. Шон Бин опытный и зрелый актер, умеющий быть абсолютно достоверным. Очень хороша его роль в "Ронине", вроде бы эпизодическая, но определяющее отношение к происходящему на весь фильм вперед, сразу же расставляющая множество акцентов. При первом просмотре пиратской экранной копии "Властелина" Боромир понравился мне больше всех. Большинство критиков хвалят за четко и оптимально сыгранную роль. Даже жаль, что во второй и третьей части его уже не будет. Орландо Блум (Леголас): актер малоизвестный и молодой. В фильме гармонично-возвышенно-красивый, на каннском интервью для русской публики сидел вместе с Тайлер (как бы двое эльфов, отдельно от людей и всяких хоббитов) и говорил умные вещи. Выбрит был почти налысо, избрызган татуировками, глаза прятал за темными очками и вообще походил на исхудавшего наркомана. Как умудился сыграть столь четко и хорошо, не знаю. Вобще больше ничего про него не знаю. А жаль. Джон Риз-Дэвис (Гимли): личность вполне себе маститая, под стать пропорциям. Играл мушкетеров и их врагов, всяких злобных жрецов и характерных персонажей. Очень узнаваем, но звездой не является. Хоть и похож на Луччано Паваротти. Билли Бойд (Перегрин Тук): причина практически всех бедствий партии, неутомимый Пин был младшим из хоббитов. Бойд, роли под стать, вообще фактически неизвестен. Молод, наверное. Доминик Монаган (Мериадок Брендизайк): Мерри - он и в Африке Мерри. Тем более, что ничем более серьезным пока не прозвучал. Хьюго Уивиг (Элронд): Ну да, ну да. Это он, агент Смит. Создавший образ, который пребудет навеки. По мне, так гораздо более выразительный и интересный, чем Нео или даже Морфеус. Его монолог-речитатив ("Люди - не млекопитающие", "Я эту планету ненавижу") и его фирменное "Mr. Anderson!" останутся в копилке киноискусства навсегда. По признаниям очень многих зрителей, они не могли отделаться от ощущения предыдущей роли Уивига, и даже еще не узнав его, чувствовали, что "с Элрондом что-то не так". Мне крайне интересно, почему именно Уивинг был избран на эту роль. Предводитель старшего народа, единственный из оставшихся древних эльфов, помимо Галадриэль (и вернувшегося из Амана Глорфиндейла, которого в фильме нет), он является символом расы, ее предназначения и судьбы вообще. Присутствовавший и лично участвовавший в важнейших событиях второй и третьей эпох, Элронд был одним из тех, кто непрекращающимся бдением всей жизни привел Средиземье к победе над Сауроном, наравне с Гендальфом. Что же, спрашивается, авторы фильма хотели сказать этим кастингом? Многие считают, что Элронд неудачен. Что ассоциация с сыгранной ролью агента Смита слишком сильна, и зрители просто не могут переключиться. Хм… А еще он играл в "Путешествии Присциллы, королевы пустыми". А играл он, вот незадача... слушайте, давайте-ка опустим это. Мы, в конце концов, о возвышенном говорим. Вот, собственно, и все об основном актерском составе. Не стал приводить данные о Фарамире, Йовин и др., которых в первом фильме нет. И вот, кстати, вопрос: кого в "ВК" играл сам Питер Джексон? Тому, кто первый пришлет правильный ответ на Kaas@newmail.ru, будет приз. Просьба не писать, что "Саурона". Как и анекдот про "made in China", уже не смешно. 4. Ну и что из всего этого получилось? Самый важный вопрос. И как факт, самый сложный. В процессе подготовки к данной рецензии, мне довелось прочесть 28 русскоязычных и 9 англоамериканских статей, в каждой из которых дается свой ответ. Для начала немного статистики. В пяти из трех десятков статей/обзоров/рецензий фильм ругают в пух и прах. В примерно пятнадцати его планомерно, разносторонне хвалят, критикуя весьма осторожно. В оставшихся почти восьми им восторженно восторгаются. Все девять нероссийских авторов фильм просто очень хвалят или всерьез превозносят, ставя ему либо пять звезд, либо четыре c половиной (или аналог этой оценки, если система другая). Как это обычно бывает, ругают и хвалят частенько за одно и то же. Что тут сказать… Я смотрел фильм девять раз: пять на пиратской кассете, два на недублированном диске и дважды в кино. Выводы, сделанные после первого второго просмотра, изменились в процессе второго, но дальше лишь дополнялись, оформлялись все более четко. Кинозал с хорошим переводом и качеством улучшил мое мнение о фильме, как тому и полагалось быть, но никаких существенных изменений не внес. Теперь, после долгих раздумий, я готов поделиться сложившимся мнением с Вами. Я считаю "Властелин Колец" лучшим фильмом в жанре science fiction/fantasy/horror/mystic/gotic и т.п., то есть, в том объемном разделе киномира, который посвящен чисто фантастическому направлению. Он далеко опережает такие хорошие фильмы, как "Искусственный интеллект", "Willow", "Harry Potter", второго Терминатора, сагу о Чужих и Star Wars, в то же время аксиоматично уступая картинам уровня "Экзорциста" и "Сталкера" (который Тарковского, разумеется). Примерно рядом с ним по уровню я бы поставил "Шестое чувство" и "E.T.", да, пожалуй, и все (хотя наверняка кого-нибудь забыл). Соответственно, во всеобщей кино-табели о рангах я бы оценил "ВК" несколько выше просто хорошего фильма. Однако, исходный материал ("Властелин Колец" Толкина) стоит в одном ряду с вершинами мирового литературного творчества. И фильм, соответственно, теоретически мог бы быть рядом с "Невским", "Гражданином Кейном", "Утомленными солнцем" и т.п. (у каждого свой список величайшей киноклассики). Так что с точки зрения примерного подсчета можно сказать, что "Властелин Колец-1" удался примерно на 65-70% от возможного. Несмотря на эту, формально говоря, неудачную экранизацию, "LotR:FotR" стал кинопрорывом в области фантастики, которого ждали и к которому шли более трех десятков лет. Фильм Джексона одним огромным шагом поднимает жанр фантастики на новую высоту, во многом реабилитируя его перед критиками и литературоведами; суть основного впечатления от этого фильма: да, наконец-то был сделан этот столь долго готовимый, столь долго ожидаемый шаг, начало которому было положено еще в "Метрополисе", а то и раньше. Последствия его пока еще труднопредставимы, так как сам по себе вместе с "Гарри Поттером" он символизирует переворот в мировой индустрии фантастики и связанных с ней жанров и величин. Надо сказать, хорошо продуманный и тщательно распланированный переворот, но об этом позже, так как это - тема дополнительная. В общем и целом, мне кажется, что на мировой экран вышел фильм, мгновенно ставший классикой не только жанра, но и киноискусства вообще. Ставящий новые планки и новые рамки, создавший преценденты и эталоны в кино и в массовой культуре вообще. Ставший одновременно самым большим успехом и наиболее крупной неудачей последних десяти (может быть, больше) лет. Теперь, когда мнение высказано, попытаюсь подкрепить его доводами и фактами, попутно раскрывая более подробно, как, собственно, рецензенту и следует. Пройдемся по фильму от начала до конца. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!! |