| |||
А) Книга, ожидания и стоявшие перед съемочной группой задачи:
Помню, что первым делом подумалось, когда я услышал о том, что американцы берутся снимать "ВК". Вспомнил мультик, стало тошно. Почти ничего хорошего не ждал, по крайней мере, до назначения ролей и до первых трейлеров, когда стало точно ясно, что работа серьезная. Все думал, как они смогут преодолеть все трудности. Выразить это адекватно мы с вами не можем, т. к. этой дорогой не проходили. Нам только ясно, что Джексон и сотоварищи в определенный момент взялись свернуть горы. Сделать невозможное. Основные задачи, стоявшие перед группой: "cтянуть" действие первой части (400 страниц текста) в примерно 3-3,5 часа; сделать из романа-описания картину-действие, чтобы хотя бы вернуть 300 миллионов; оставить при этом всех основных персонажей, все основные понятия, черты мира, "не потерять толкиновский дух"; найти решение всех устаревших или не до конца описанных у Толкина моментов, так, чтобы… см. предыдущий пункт; угодить при всей необходимой модернизации поклонникам Толкина, но понравиться и тем, кто ничего о книге не знает; сделать достойные массовые сцены, декорации, визуальные и технические спецэффекты; снять крутой фильм; снять культовый фильм; снять фильм, на который будут ходить смотреть 2 и 3 часть. При всем понимании обсуждаемого предмета и при всей фантазии, мне крайне сложно выразить сейчас всю непомерность задач, вставших перед съемочной командой. Б) Снова актеры. Анализ получившихся образов и собственно актерской игры: По сути, наиболее важным в любом фильме является не восоздание сюжета и картин, а адекватное отображение схемы живых образов, аkа выражение и взаимодействие героев. Мир если и раскрывается, то только через их мысли, оценки, поступки и высказывания. Собственно, кино-то мы смотрим лишь ради их, все остальное - фон. Для удобства и наглядности оценки, чтобы во-первых, не быть эмоционально-субъективным, а во-вторых, чтобы можно было сравнивать оценки разным актерам/персонажам, я условно подразделил каждого героя на шесть основных параметров, которые в общем можно и оценивать, и иллюстрировать, и объяснять. Это "кастинг", "создание образа" (не только актером, но и режиссером, и сценаристом etc), "актерская игра" (т.е., оценка чисто актерского вклада), "лучший момент", "худший момент" и "связанный с ролью прикол". Каждый из показателей оценен по десятибалльной шкале, где 10 баллов обозначают гипотетический идеал. Оценки, собственно, легко игнорируются, если вам лень вдумываться, почему да зачем. Бильбо Кастинг: один из наиболее удачных. 9. Создание образа: достоверно и четко, очень богато и многообразно мимически. Несколько ускоренно-сжато перевоплощение из нормального хоббита в одержимого Кольцом. До полноты образа недостает информации о Путешествии Туда и Обратно. Линия "странности" Бильбо и Фродо по сравнению с другими хоббитами так же фактически исчезла. Зритель не получает четкого представления о той жажде странствий и познания, что жила в душе хоббита-домоседа, однажды сорванного с порога Серым Магом, и с тех пор изменившего свою жизнь. 6-6,5. Актерская игра: верно понятая или угаданная, искренняя. Еще раз о точной и выразительной мимике. 8. Лучший момент: когда, после момента с выпученными глазами он стесненно плачет, прижимая побдородок к груди, мы чувствуем, что это изъеденный беспокойством, не ориентирующийся в происходящем, бессильный и усталый старик, который не знает, что происходит, но чувствует угрозу. И мы понимаем, что во всем виновато Кольцо. Мне еще очень нравится момент, когда Бильбо понимает глаза и говорит Гендальфу "Нет… И… да." Худший момент: выпученные глаза. Популизм и безвкусица. Джексон, как тебе не стыдно. -7. Прикол: ничего не вспомнилось. Гендальф Кастинг: может, и не идеальный… а только лучшей кандидатуры у них точно не было. 7,5-8. Создание образа: являясь по определению наиболее сложной и ответственной из ролей фильма, актерская задача перед МакКелленом стояла фактически невыполнимая. Многие считают Гендальфа идеальным. Я так не думаю. Гендальф из книги был очень внушительным, очень въедающимся в мысли и в память. Он реально вел все происходящее, даже к незнании цепко держась за Цель. Являясь вдохновителем и первейшей причиной организованной борьбы Средиземья с Врагом. Здесь же он только несет свое бремя. Гендальф из фильма получился гораздо более человечным. 7-7,5. Актерская игра: Маккеллен очень хорош. И хотя его постоянные хмурки-переглядки часто кажутся чуть надуманно-натянутыми, он передает зрителю огромное количество визуальной информации, точно акцентируя внимание и формируя отношение. 9. Лучший момент: У Гендальфа больше всего хороших, реально производящих впечатление сцен. Например, когда Боромир спрашивает, что там еще за демон, и волшебник слегка опускает глаза, застывая на секунду, почти ложась на посох. Очень точно передан образ, заложенный в книге: Хранители вдруг видят, что ярдом с ними - усталый, надломленный дедушка, из могущественного мага вдруг ставший человеком. Его задумчивое курение после ухода Бильбо и несмолкаемый хоровод шепотов на заднем плане: "Preshes, my preshes". В книге этого, разумеется, нет, но мизансцена просто отличная. В русском дубляже ее сделали отвратительно, зрителю ничего не слышно, и просто голос Гендальфа пару раз повторяет "Прелесть, моя Прелесть", в то время, как на самом деле он не говорил, а думал, вперемешку с чужими голосами. Третья сцена, которая часто вспоминается - "У Кольца только один Властелин. И он не желает делиться властью ни с кем" - и кирдык с башни. Популизм, конечно, но здорово. Худший момент: собачье беганье от одной захлопывающейся двери к другой. Просто уродство какое-то, каждый раз передергивает. Битье лбом о хоббитские перестенки, конечно, не настолько кретинистично, но все же… Сильно раздражает момент штопорного полета к вершине Отрханка. Прикол: "Фродо, возьми кольцо. Что там написано?.." Ну, дальше вы знаете. "На футболе с Виктором Гусевым", наверное. Фродо Кастинг: с точки зрения книжного образа, 2-3. С точки зрения введения современного (адекватного времени) героя, но сохраннения основных Беггиновских черт 7,5-8. Признавая право авторов фильма снимать неадекватно тексту, но, тем не менее, уважая книгу как первоисточник и первопричину популярности фильма, посредине получаем 5,5-6. Создание образа: коммерческую задачу, поставленную режиссером (вызвать сострадание у девочек), Элайджа выполнил прилежно. Режиссерское упрощение толкиновского образа (человека нерешительного, недалекого и одинокого, но с чутким сердцем и развитым чувством долга) до стереотипных черт эмоционально-этического героя заслуживает 5. Актерская игра: никаких особых восторгов, но и придирок у меня к нему никаких. Очень правильный Фродо. Твердое 7. Лучший момент: Блин, вспоминал минут пять. Ничего серьезного. В принципе, неплохой момент с Арагорном и Кольцом, когда на лице чистого и светлого Фродо, понявшего, что доверять нельзя никому, смешивается презрение и горечь плюс перенесенная боль. Хорошо танцует в самом начале, отчетливо видится радушный беспечный парень, не ждущий от жизни бед. Вообще все очень ровное, без всплесков. Недостатков практически нет. Худший момент: последние сцены фильма начиная с попытки отплытия просто ужасны. Самая глупая сцена с Фродо - когда озерный Страж размахивает им у себя над пастью вместо того, чтобы проглотить. Прикол: мои знакомые на обсуждении предстоящей премьеры веселились. Некоторые высказывания: если бы "Властелина" снимали чисто по-голливудски, мы бы точно увидели, как в сцене погони у переправы Элайджа присаживается на бегу и пыряет кинжалом черного коня, а назгул сваливается, удивленно размахивая руками. По дороге смышленые хоббиты рьяно учатся у Леголаса стрелять из лука, у Боромира - драться, у Гендальфа - колдовать. Гнедальф, умирая, успевает передать Фродо свой посох и сказать "Доверься Силе, сынок". Потрясающе смотрится финальный поединок Нео с Сауроном, бег по стенам Барад-Дура, замедленные сгустки энергии, уклонение от орочьих стрел… Черный Властелин откусывает Фродо палец, чтобы завладеть кольцом - и падает, падает в расплавленную лаву, с ревом растекаясь… как терминатор. А, да. Хоббит просто обязан любить кого-нибудь. Хоть ту же Арвен. Ну а чего?!.. Сэм Кастинг: может быть, было бы лучше, если бы Сэм был несколько старше. 8. Создание образа: Режиссер поубавил его простоту и деревенскость, отчего сэмова преданность смотрится более оруженосной, цивилизованно-европейской. Он слишком мало восхищается эльфами. Но актер настолько адекватен герою, что я не могу поставить меньше 8. Актерская игра: см. выше. Лучший момент: атака на Арагорна. Вроде, банальная сцена, но просто супер. Худший момент: "Титаник". Преданность и чувство долга (вообще основное положительное качество, постоянно подчеркиваемое Толкиным в героях, как одно из единственных средств борьбы с Властью Кольца) нужно было выразить гораздо более серьезно. Все опошлили. Прикол: Хм. По поводу любви. Ведь Арвен не подходит Фродо по росту… Меррри и Пин Кастинг: довольно подходящие. 7. Создание образа: Пин не являлся зачинщиком, как Мерри. Он был совсем еще ребенок. В фильме пара близнецов-подельников, хоть и весьма выразительных. 6. Актерская игра: Трудно сказать. Задачи перед актерами стояли попсатые. Ну, они их добросовестно выполнили - а дальше что? Будут с энтами в прятки играть?.. 6. Лучший момент: Переглянулись с вытянутыми лицами. И заорали - сначала один, потом второй (у них всегда сначала один, потом второй), бросаясь на орков с мечами вместо того, чтобы бежать. Худший момент: прибытие на Совет. Негры всегда с нами. Элронд в печали. Прикол: "Кажется, я что-то сломал". Назгулы Кастинг: Хм, вы не в курсе, третий слева случайно не из "Молчания ягнят"? Говоря серьезно, их слишком мало показывают в человеческом облике, чтобы оценивать подбор. Но ряд угасающих, растворяющихся в мареве тьмы седобородых, изначально отрешенно-бледных людей с кольцами производит впечатление. Создание образа: очень спорным вопросом является трактовка назгулов в фильме. Подавляющее большинство знакомых негативно высказывалось о драке Арагорна с пятью назгулами в Амон-Сул. Вправду, по книге он в одиночку разогнал пятерых, но там это выглядит более реалистично, чем в фильме. Возможно, потому что они не размахивают руками, воспламеняясь, как елки, а просто срываются в темноту от огня и дунаданского клинка, зная, что раненый моргульским клинком Фродо и так будет их. Однако, считать, что они очень круты и могли бы разметать отряд Хранителей не особенно напрягаясь, неправильно. Да, они великие герои и воители прошлого, но сейчас их сила, питаемая мощью постепенно возрождающегося Саурона, довольно низка. Выражаясь терминологией d&d'шной, они не личи и даже не death knight'ы, пока они чуть ли не зомби - тем более, находящиеся на чужой, вражебной земле в сотнях лиг от своего Господина. Арагорн же - величайший из человеческих воителей света, сравнимый с Глорфиндейлом (см. ниже). Актерская игра: см. "Кастинг". Впрочем, видеоряд вынюхиваюшего назгула хорош. Лучший момент: все моменты, связанные с назгулами, кроме их битвы с Арагорном, очень вдумчиво, профессионально сделаны и сильны. Виды, костюмы, озвучка (несмотря на фразу самого Толкина по поводу фильма, который хотели снимать в 60х годах: "Hазгулы не визжат, а зловеще молчат"), экспрессия, четкость и слаженность действий, зомбиобразное поведение, говорящее о руководстве Единой Воли - все это делает назгулов адекватными и очень серьезными. Особенно хороши три момента. Первый: притормозивший у реки назгул разворачивается, чтобы выехать на дорогу и помчаться к броду. В то время как остальные, не обращая внимания, не тратя ни секунды лишнего времени, скачут мимо, ведомые свыше, к броду. Второй: сцена в ночном трактире, полностью скопированная с мультика, но, тем не менее, очень удачная. Третий, самый хороший: вся сцена в Амон Суле с момента их появления до появления Арагорна. В книге происходящее подается совершенно не так. Ангмарец, видя, что Фродо способен перебороть приказ и не отдать Кольцо, успевает ранить его кижалом в потасовке-бегстве хоббитов. В фильме режиссер сделал по-другому и, на мой взгляд, гораздо удачнее. Джексоном дана четкая причинно-следственная картинка поведения Всадников. Глава назгулов, не сумев возобладать над волей Фродо (очень хорошее аудио- и визуальное решение всего происходящего), не убивает его, а специально ранит, желая причинить максимум страданий, зная, что очень скоро очень легко получит полностью подвластную тень смельчака, и дерзость его будет наказана. Назгулы по книге к тому моменту еще не знают а)что с хоббитами не просто рейнджер, а Арагорн, и б)что "хоббиты способны поразить даже самого мудрого" (ввиду расовой сопротивляемости). Худший момент: Размахивающий руками визжащий горящий балахон. "Живые мертвецы-1,2,3". Прикол: воздержусь. Гимли Кастинг: нормальный кастинг. Стандартное для этого фильма 6. Создание образа: вмеру убедительный, не слишком толкиновский, не сильно попсовый, хотя и не без того. На мой взгляд, наименее интересный и сложившийся из созданных образов. Нормально бьется, очень выдержан в гномском стиле. Но ничего, абсолютно ничего от нормального гнома. Толкиновские дварфы - раса серьезная и развитая. Кстати, цивилизованная больше, чем люди. Гимли был образованным, культурным и аристократическим представителем властительного рода. В фильме нет ото всего этого ни цента. 4,5-5. Актерская игра: Как и все остальные, Риз-Дэвис делает, что от него требуется, как нормальный профессиональный актер. Ему просто особо нечего сказать. 5,5. Лучший момент: после того, как расхреначил секиру о Кольцо, очень хорошо лежит и приходит в себя. Худший момент: все попытки изображения гнома комическим персонажем. Не сметь бросать гнома, только не за бороду, вам повезло, господа хоббиты, что я все время начеку и т.п. Это весело, вправду весело, но не в тему. Прикол: Гендальф - Балрогу: "Не сметь бросать Мага!.. Только не за ногу!!... ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!! |