Проект Единорог

Однажды читая комментарии, к своей миниатюре "Единорог" я наткнулся на сведения о сим животном. Самое интересное было то, что эти сведения противоречивы. Вот я и заинтересовался, а что ж на самом деле известно о единороге. В результате, недолгого копания по Интернету, я выудил следующее.

Я не претендую на полноту и авторство. Я лишь цитирую и немного систематизирую. Чтоб не было недоразумений по возможности предоставляю ссылки ресурсов откуда взял сведения. Частью сведения на них перекрываю друг друга, но я решил не корректировать их, представив их как есть.

Предлагаю все тем, кто и заинтересовался данной темой и знает, что-нибудь еще дать информацию или ссылку. Обещаю поместить их сюда с указанием автора.



ИТАК...

По Советской энциклопедии:

Единорог - мифическое животное с телом быка (или лошади, иногда козла). Называется по наличию одного наиболее характерного признака - длинного прямого рога на лбу. Происхождение единорога связывали с Индией (или Африкой). В средние века в христианстве единорог рассматривался как символ чистоты и девственности. Его может приручить только чистая дева (отсюда связь единорога с Девой Марией и Иисусом Христом).

Из классический описаний.

Борхес Книга вымышленных существ. ЕДИНОРОГ

Первая трактовка единорога почти полностью совпадает с последними. За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий, врач Артаксеркса Мнемона, сообщал, что в королевствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине - совершенно черным. Плиний прибавляет другие подробности (VIII, 31): "В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять". Востоковед Шрадер в 1892 году высказал мысль, что образ единорога мог быть грекам подсказан некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль, с одним-единственным рогом.

В энциклопедии Исидора Севильского, составленной в начале VII века, можно прочесть, что единорог ударом своего рога убивает слона; это напоминает аналогичную победу "каркадана" (носорога), описанную во втором путешествии Синдбада (там говорится, что, если разрезать пополам рог носорога, на нем будет видна фигура человека; Аль Казвини говорит, что это будет фигура всадника на лошади, другие называют птиц и рыб). Другим противником единорога называли льва, и в одной великолепной октаве второй книги запутаннейшей эпопеи "The Faerie Queen" изображено их сражение. Лев прислоняется к дереву, единорог, пригнув голову, атакует его, лев отскакивает в сторону, и единорог оказывается пригвожденным к стволу. Эта октава написана в XVI веке, а в начале XVIII века объединение Английского королевства с Шотландским соединит в гербе Великобритании английского леопарда (льва) с шотландским единорогом.

В средние века бестиарии утверждали, что единорога может поймать девушка; в "Physiologus Graecus" ("греческий физиолог" (лат.))мы читаем: "Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский дворец". Этот триумф чистоты представлен на медали Пизанелло и на многих знаменитых гобеленах, примечательны и его аллегорические толкования. Единорог применялся как символ Иисуса Христа, Святого Духа, ртути и зла. В труде "Psychologie und Alchemie" ("Психология и алхимия" (нем.))(Цюрих, 1944) Юнга приведены история и анализ этих символических применений.

Белая лошадка с задними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным винтообразным рогом на лбу - таково обычно изображение этого фантастического животного.

Леонардо да Винчи объясняет способ охоты на единорога его чувственностью; движимый ею, он забывает о своей свирепости и ложится на лоно девушки, тогда-то охотники и ловят его.



ЕДИНОРОГ (http://vibandaka.narod.ru/biblioteka/081.htm)

Легенды о единороге была известна на Западе, по крайней мере, за четыре века до рождения Христа, а на Востоке появилась и того раньше. Исключая дракона, ни одно другое животное не пользовалось такой необычайно широкой славой. Возможно, такая популярность объясняется загадочностью и необыкновенными способностями единорога: полагали, что он самое удивительное существо, живущее в удаленных от мест обитания человека районах, что он силен и благороден, что становится кротким и покорным в присутствии девственницы, а его рог обладает многими чудесными свойствами. Относительно внешнего вида единорога люди не пришли к общему мнению. С единорогом связано много самых разных символов и аллегорий. Тема единорога привлекала многих исследователей: Оделл Шепард "Учение о единороге (1930), Ричард Эттиндаузен "Единорог" (1950), Роберт Ридигер Бир "Единорог: миф и реальность" (1972), Юрген Эйнхорн "Дух единорога" ("Spiritalis Unicornus") (1976), Маргарет Б. Фримен "Гобелены с изображением единорога" (1976) и другие. В некоторых из названных книг тема освещается поверхностно, но есть среди них и серьезные труды, например, книги Эйнхорна и Фримен. Большинство людей наделяют единорога телом лошади. На Западе единорога изображали как существо, похожее на лошадь или козла (или на того и другого сразу: тело лошади и борода козла). На Востоке существовали свои традиции. В Китае насчитывалось несколько видов мифологического единорога, из них самый популярный - ки-лин; его описания весьма противоречивы. В Японии известны два вида: кирин, схожий с килином, и син-ю, похожий на льва. В мусульманском мире единорога называют какаданн; у него внешность быка, оленя, лошади, антилопы илидругого животного, а иногда он имеет даже крылья. Самый необычный единорог персидский - в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом. Считалось, что единороги живут как на суше, так и в море, поскольку существовало поверье, что каждому сухопутному животному должен соответствовать его водяной аналог. Последний мог иметь тело большой рыбы или кита. Многообразие видов единорога хорошо передал в своем триптихе "Сад земных наслаждений" (ок. 1500) Иероним Босх. В левой части триптиха три единорога: белый с телом лошади, с раздвоенными копытами, прямым рогом со спиральными извивами на голове; другой - бурый, похожий на оленя, на его голове изогнутый рог с округлыми узлами; третий - водяной единорог с туловищем рыбы, головой лошади и бородой козла, плавающий в пруду. По крайней мере, четыре единорога видны среди людей и зверей вокруг пруда. Один в виде белой лошади, его рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, на голове длинные торчащие уши, козлиная борода и огромный рог. Третий парнокопытный, с лошадиным туловищем и головой и рогом, расходящимся на два отростка. Босх в чем-то отражает воображения людей, а происходит от реальных животных. Большинство считало, что едино рог - потомок однорогого азиатского носорога. Хотя внешним видом они явно различаются, сходство между ними все же есть, например в поведении. Подвергшийся нападению единорог очень свиреп, его трудно победить. Его рог, по легенде, обладает целебными свойствами. То же говорили и о носороге. Происхождение единорога связывали также с антилопами и другими двурогими животными. Из них наиболее вероятным его предком считалась антилопа-бейза, или сернобык; антилопа-орикс - крупное животное с белыми пятнами на туловище идлинными, практически прямыми рогами, - согласимся, такой образ гораздо больше подходит для единорога. Аристотель уверял, что у антилопы один рог: когда животное стоит боком, действительно создается такое впечатление. Кроме того, животное вполне могло родиться однорогим или потерять рог в схватке. Еще одно существо, родственное единорогу, - нарвал - небольшой кит, обитающий в арктических водах. Из его верхней челюсти растет белый зуб, или бивень, со спиральными извивами. Существует еще одна гипотеза, объясняющая происхождение единорога. Однорогое животное могло быть получено искусственно, с помощью операции. В 1933 году биолог из университета штата Мэн (США), У. Франклин, Дав, произвел такую операцию новорожденному йоркширскому теленку. Описывая результаты эксперимента. Дав, объяснял, что рога жвачных животных растут не прямо из черепа, а из рогового нароста, или роговой ткани, расположенной над лобными костями. Дав, пересадил два роговых нароста в центр лба теленка, совместив их. В результате получилось животное с длинным прямым рогом. Дав, свидетельствовал, что взрослое прооперированное животное демонстрировало необыкновенную силу, сходную с той, какую приписывают единорогу: рог придал ему уверенности в себе, поскольку он мог его использовать с большим эффектом. Дав, писал, что секрет трансплантации роговых наростов был известен в древнем мире. Например, римский писатель Плиний Старший в одиннадцатой книге своей "Естественной истории" описывает подобный случай; правда, была произведена обратная операция: из одного рога получили четыре, но это свидетельствует и о возможности противоположного. Родиной единорога считается Индия, хотя это и не бесспорно. Древние писатели упоминают как его возможную родину Африку; существует также мнение, что единорог происходит из Китая. Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к 400-м годам до н.э. Появилось оно в книге грека Ктесия, прослужившего около 17 лет лекарем при персидском дворе. По возвращении в Грецию он написал две книги - о Персии и об Индии. В последней Ктесий упоминает о больших диких ослах с темно-красными головами, голубыми глазами и голубым туловищем, с рогом на лбу. Если кто-то из такого рога выпьет вина или воды, его не возьмет ни одна болезнь. Ктесий также говорит, что этих ослов крайне трудно поймать живыми, охотники ловят их, только когда они находятся с детенышами, которых не могут бросить. Трудно сказать, какое животное описал Ктесий. Он никогда не был в Индии и не видел так называемого осла. Кроме того, дикие ослы безрогие, и автор должен был знать это, так как они встречались и в Персии. Следующее упоминание о единороге находим у Аристотеля. Он писал: "Мы не видели ни одного непарнокопытного животного с парой рогов. Но некоторые, например индийский осел, имеют один рог и являются непарнокопытными. У антилопы один рог и раздвоенные копыта" (История животных. 2. 1). Хотя приведенная цитата мало, что прибавляет к уже сказанному выше, однако ввиду авторитетности источника мы сочли нужным сослаться на него. Юлий Цезарь описывает необычного вида однорогое животное, которое якобы обитало в Херкинианском лесу в Германии: "Этот бык похож очертаниями на оленя, из середины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Из его вершины распространяются ветви, подобно раскрытой руке". (Галльская война.6. 26). Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге "Пестрые рассказы" упоминает о трех разновидностях единорога. Первые два схожи с тем, которого описывает Ктесий, а третий представляет собой однорогое животное, которое зовется картазоном и обитает в Индии. Оно "размером со взрослую лошадь,рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое". Между глазами растет черныйрог с кольцами, или спиралями. Картазоны не агрессивны по отношению к другимживотным, но нетерпимы друг к другу: самцы бьются между собой, нападают даже на самок. В период спаривания нрав самцов смягчается, но с появлением у самокдетенышей они снова свирепеют. Указанные авторы, несомненно, внесли вклад в создание легенды о единороге как онеукротимого нрава, сильном и быстром животном с чудодейственным рогом. Теперь обратимся к Китаю. Первое упоминание о единорогах в китайских источниках относится к 2697 году до н. э. Исследовавший их Чарльз Гоулд насчитывает, по крайней мере, 6 видов этих животных: ки-лин, кинг, киох тван, пох, хиаи чаи, туджон шу. Самый популярный - ки-лин обычно имеет туловище оленя, иногда лошади, голова может быть львиной или оленьей, хвост бычьим или другого животного, тело может быть чешуйчатым. У ки-лин один либо два рога телесного цвета, иногда окрашен только кончик рога. Ки-лин соединяет в себе мужское (ки) и женское (лин) начала. Существо это нежное, оно даже не в состоянии наступить на острую траву; пред почитает уединенные места. Наряду с драконом, птицей феникс и черепахой ки-лин считался разумным существом. О единороге имеются упоминания в Библии. Точнее, о животном, которое называлось в Иудее re'em. В большинстве современных переводов его называют зубром или bosprimigenius - большим свирепым диким буйволом, который вымер несколько веков назад. В II - III веках н. э, когда Ветхий завет переводили с иудейского на греческий, переводчики, не зная значения слова re'em, написали monoceros (однорогий). Позднее, в IV веке н. э. re'em переводилось как носорог (rhinoceros) и иногда как единорог. Так упоминания о единороге появились вБиблии. Сведения о единороге содержатся также в "физиологусе" - аллегорическом бестиарии, написанном предположительно между II и IV веками н. э. Переведенный на многие языки, "Физиологус" был очень популярен в разных странах и оказал большое влияние на европейскую литературу и искусство средневековья. Именно вэтой книге помещена одна из первых историй о единороге и девственнице. "Физиологус" описывает единорога как небольшого размера существо, напоминающее молодого козла, с рогом посередине головы. Он очень силен, и охотники его поймать были бессильны, пока не нашли способ справиться с ним. Они приводили девственницу в то место, где обычно появлялись единороги. Единорог тут же становился кротким и клал голову девушке на колени, тут его ловили и отводили во дворец королю. Затем в "Физиологусе" следует аллегорическое толкование истории. Единорог символизирует Христа, рог - его силу и единство Отца и Сына, девственница - Деву Марию, а когда единорог припадает к ее коленям, этот акт сравнивается с зачатием Девой Марией и обретением Христом человеческой плоти. Небольшие размеры единорога говорят о смирении Христа. Священники первых лет нашей эры также сравнивали Христа с единорогом. В средние века большинство людей, бесспорно, верили в реальное существование единорога, что доказывалось и в Библии, "Физиологусе" и других книгах. Вера укрепилась после того, как европейцы по возвращении из путешествия на Восток рассказали, что своими глазами видели единорога. Одним из таких путешественников был Марко Поло, который наблюдал "единорогов" на Суматре. Это, по его словам, были огромные и уродливые звери, которые любили валяться в грязи и едва ли подпустили бы к себе невинную девушку, да и никакая девушка не согласилась бы приблизиться к подобным тварям.


Дальше

Hosted by uCoz